Шаманы предсказывают будущее, общаются с духами и занимаются целительством. Перед началом проведения ритуала, шаман выясняет причину проблемы. Если у человека проблема со здоровьем, то шаман просит дать ему любую его вещь, затем шаман привязывает вещь к фигурке человека, которая вырезается из гнилого дерева. Такую фигурку можно использовать многократно и она изготавливается заранее до проведения ритуала. Создав такую связь между фигуркой и больным человеком, шаман перед сном кладет себе под подушку это изделие, чтобы во сне увидеть как помочь больному человеку. И проснувшись шаман будет четко понимать как помочь больному. Если у обратившегося за помощью человека нет такой вещи, то шаман видит сны через свой нож, который также кладет под подушку. Определив причину, шаман переходит к камланию.
Шаман начинает бить в ритуальный шаманский бубен и призывает всех духов подвластных ему и духов покровителей. Эти духи помогают шаману в его ритуале. Для призывания духов используют специальные слова — заклинания, которые не произносят в миру. Например, такие слова обозначают медведь, волк, олень, гагара и другие. Шаманы считают, что многие духи живут в животных и тесно с ними взаимосвязаны. Когда духи приходят, шаман начинает вести с ними переговоры. В зависимости от цели камлания это могут быть уговоры, договоры по принципу торговли или обман духов. В некоторых случаях шаман вступает в битву с духами и как правило духи побеждают. Однако шамана охраняют множество амулетов, оберегов и духи — защитники, поэтому шаману ничего не угрожает.
Сначала сила шамана направлена на очищение дома человека от злых духов, которые поселились там. После изгнания злых духов он начинает целить больного и изгонять из тела духов поселившихся в нем. Эти духи не только живут в теле человека, но и питаются его энергетикой. Здесь духи являются олицетворением болезни и полноценными хозяевами тела человека. Шаман предлагает духу вернуть похищенную душу взамен на принесение в жертву оленя. Умерщвление оленя происходит так — сердце вынимается и подвешивается на дереве, так как считается, что сердце есть хранилище души, поэтому в жертву духу приносят только тушку оленя. Иногда шаман спорит с духом, если тот не хочет отдавать душу добровольно. А иногда шаман силой вырывает похищенную душу у злого духа и на протяжении 3 дней держит у себя. Через несколько дней происходит камлание к верховному божеству. Это делается для того, чтобы тот исцелил похищенную душу от потрясений. В завершении ритуала очищенную и исцеленную душу возвращают человеку.
Ритуал шаманов Туруханского края.
Это широко известный обряд и используется для предсказаний будущего.
Чтобы начать обряд шаман кладет шкуру оленя шерстью вверх, на нее кладет кусок медвежьей шкуры, опутанный таловым прутиком. Затем сверху бросает медное кольцо и начинает медленно тянуть за прутик. Если кусочек медвежьей шкуры прицепился к шкуре оленя, то это хороший знак. Если нет, предсказание или не сбудется, или возникнут какие-то трудности, преодолеть которые не получится. Если у человека много воли и сил, то он справится с дурным предзнаменованием. Но, как правило, получив плохой знак, люди откладывают свое дело до лучших времен.
«Малые шаманы» — это ученики шаманов, они еще не имеют всех атрибутов шаманов. Малые шаманы используют предсказания, гадая по своим волосам, также лепят фигурку зайца из снега и окропляют ее своей кровь. Охотники считают, что удача может уйти, если через лук или лыжи перешла женщина. Чтобы вернуть удачу на охоте надо нарисовать на лыжах или луке (оружие) гагару. Образ этой птицы вернет охотнику удачу.
Способы гадания у народов Сибири.
Самые любимые гадания связаны с подвешиванием предметов. И здесь используют гадательный камень размером от теннисного мяча до футбольного. Подходит любой камень необычной формы или череп животного. Камень обвязывают ремешком и привязывают к длинной палке или держат рукой за ремешок. Для гадания нужно иметь вещь человека, судьбу которого предсказывают. Также можно гадать обвязывая голову кожаными ремнями. Шаман задает вопрос, который его интересует и поднимает вверх и держит на весу гадательный камень. При ответе «да» камень раскачивается или совершает круговые движения. Но если ответ «нет» камень не двигается и переходят к более сложному варианту гадания.
Следующий вариант гадания таков, вокруг головы человека обвязывают ремень, а конец ремня привязывают к палке. Гадающий задает вопросы мысленно или шепотом, при этом шаман поднимает палку вверх. Если ответ положительный, то гадающий чувствует легкость в голове и словно она отделяется от тела. Если ответ отрицательный, то голова становится тяжелой до такой степени, что не возможно ее поднять.
Такие виды гадания очень распространены среди народов Сибири, особенно среди оленных и приморских чукчей. Есть еще одна разновидность такого гадания. Гадающий садится в углу, обвязывает одну ногу красной ниткой или веревкой, второй конец держит в руке. При этом надо исхитриться приподнять ногу от пола. И если этот процесс происходит легко, значит ответ положительный и предсказание удачное. Но если ногу поднять тяжело или невозможно, это плохой знак, также это можно рассматривать как повод обратиться к самому шаману, а не к ученику и получить более компетентный ответ.