Сегодня не существует научного подтверждения о существовании древних славян рун. Однако, археологи находят при раскопках древние надписи, которые вряд ли можно отнести к руническим надписям. Знаки в этой письменности называются «причерноморскими» или «докириллическим письмом». Те рунические описания, которые приводятся в книге «Велиса» не являются научными, потому, что «Велесова книга» не является историческим документом. Однако у древних славян были так называемые «черты и резы», по ним гадали, читали и писали. Это нам напоминает сходство со скандинавскими рунами.
Издревле руны вырезались из дерева, так как бумага в те далекие времена была только в Китае. В основном писали на бересте и любой поверхности, которая подходила для этого занятия. Известно, что до наших дней дошли исторические документы, где изображена письменность древних славян, но к сожалению они не были расшифрованы.
Например, надпись которая была составлена арабским писателем Ибн ан-Надим в «Книге росписи известий об ученых и именах сочиненных ими книг», написанной в 987-988 годах, мало напоминает руническую, больше она похожа на арабскую вязь.
Также в документе дошедшем до нас с территории Киеской Руси 10в.,отдаленно напоминает руническую письменность. Это «Киевсое письмо», которое было выдано как рекомендательное письмо Яакову Бен Ханнуке иудейской общиной Киева, чтобы при необходимости показывать его в других иудейских общинах. В этом письме есть руническая надпись, которая тоже не расшифрована.
Таким образом, руны славян и скандинавские руны имели отличие.
В 1956 г. в Новгороде проходили Неревские раскопки. Археологами был обнаружен осколок кости коровы, где были начертаны 32 знака. 10 из этих знаков были переделаны как «датский футарк» 9 века. Также на этом месте через два года был найден свиной осколок кости 9 века.
Что же делали славяне? Возможно, что славяне брали какие то элементы из магических практик викингов и использовали их. Скорее всего, такие практики были исключением и не применялись повсеместно у славян.
Скандинавские руны для ученых не является загадкой, потому, что руны — это часть скандинавской культуры «Гальд». Гальд — это легенды скандинавов, это умение вырезать, изготавливать правильно руны и их использовать. Также у скандинавов есть Сейд – некий аналог транса, он используется в медитациях шаманов. Гальд не существует без Сейда, а Сейд без Гальда. И в понятии о рунической магии мы имеем ввиду именно скандинавские руны.
Руны по способу нанесения могут напоминать магические надписи. Их вырезают, выжигают, рисуют кровью или краской на человеческом теле, одежде, оружие или предметах быта.
С северной рунической магией у скандинавов связано отсутствие Сейда и зафиксированными за этими рунами значений, это показывает, что любые другие руны являются только местной традицией.
Существует и другой взгляд о существование славянских рун. В начале прошлого столетия были выдвинуты первые доводы и предположения. Одним из них было свидетельство немецкого хрониста 10 в. Титмара. Он описывал славянский храм Ретры. » На идолах, которые стояли в этом храме, были нанесены надписи, выполненные нетипичным для германских рун способом.»
Некоторые археологические находки также указывают на существование у древних славян рунических символов. Например, фрагменты керамики с надписями, принадлежащими черняховской археологической культуре, датируемые 1-4 в.в.н.э.. Однако, эти символы так и не удалось расшифровать. Но подтверждение все же есть. Из двенадцати символов, три опознаны как руны футарка, то есть как скандинавские руны. Они выглядят как Дагаз, Гебо, и одну из форм написания руны Ингуз.
Руническая культура это не только письменность, это также и мифология, и религия и магия.
У разных народов мира было характерное отношение к алфавиту. Они считали, что это божественный промысел. Также и относились и к рунам. Например, в еврейском алфавите, каждая буква имеет свое сакральное магическое значение.
Можно отбросить все сомнения в том, что славяне имели свой рунический строй и использовали его в магических практиках и ритуалах.
Так руна Альгиз была найдена при раскопках на одном из височных колец 12 в. Ее использовали для защиты от злых духов и колдовства.