Шаманы собственноручно и с указания духов делают всю свою атрибутику. Под атрибутикой шамана мы будем понимать предметы, которых коснулись духи, а также предметы, которые являются временным или постоянным жилищем духов. В целом эти предметы широко известны и регламентированы и, как правило, используются исключительно для проведения обрядов и камлания. Атрибуты шаманов разнообразны и многочисленны.
Нельзя считать атрибуты шамана, в том числе и бубен, исконными и первичными в шаманстве, так как шаман в той стадии развития шаманства, когда его экстаз был непроизвольным и внезапным, а служение его не носило профессионального характера, вполне естественно не нуждался в возбуждающих средствах, а также и в атрибутах, которые только впоследствии стали составной слагающей шаманской обрядности.
Основные атрибуты, которые можно встретить у большинства шаманов, это такие как:
Костюм
Важным атрибутом шамана является его костюм, украшенный различными символами, которые являются «духами-помошниками», и предназначены для различных ритуалов. Верхней одеждой Шамана называемым «маньяк», и головной убор «порук», используют в горном Алтае. При путешествиях в Верхний мир, шаманы используют костюм птицы, а в Нижний мир, украшают одеяния предметами и символами из металла.
Алтарь
Алтарь шамана это чаще всего шкура медведя, волка или другого тотемного животного. Прямо на земле он служил своего рода скатертью, на которой размещались подношения и другие предметы, необходимые для камлания. Пространство в границах алтаря, это особое священное пространство, помогающее шаману направлять свою волю.
Бубен (тюнгур)
Главный инструмент шамана — это своеобразное разрешение от божества на право камлания. Изготавливался всегда самим шаманом и практически никогда не делался сторонним человеком на заказ (в старые времена даже безрукий шаман, доведись ему изготавливать бубен, не стал бы никого привлекать к этой задаче). Бубен, его размер и форма приходят шаману в видении, в процессе транса или во сне. Сам ритуал изготовления бубна непрост. Выбор материала, изготовление и предшествующее ему очищение делаются не сразу и не в один день. Если бубен приходит в негодность, его заменяют, передавая силу от старого бубна новому, связав для этого два бубна вместе.
Освящение бубна происходит так: тюнгур разогревают, вращая над огнем девять раз по ходу солнца, затем окуривают полынью с можжевельником, далее обильно трижды сбрызгивают молоком, набирая его в рот. После этого внутренняя сторона бубна натирается табаком по сторонам света. С юга через восток и запад на север. С востока через юг, запад и север к центру тюнгура. Далее тюнгур берется левой рукой и проводится первое камлание для предков. Отбивается при этом особый ритм (змеи) – три удара, перерыв, три удара, перерыв. По неписаному правилу перед каждым камланием бубен разогревают, вращая его над огнем. Иногда бубен используют как лук, оружие против враждебных духов. Горизонтальная перекладина в таком случае играет роль тетивы (кириш). Металлические подвески бубна символизируют стрелы. Еще бубен представляли в виде лодки, а колотушку — в виде весла. Такие образы говорят о том, что камлание — это своеобразный способ посещать иные миры, в которых много неожиданного и опасного.
Помимо бубна для обрядов использовались погремушка, варган, курительница для трав и сами травы (шалфей, кедровая хвоя, болотный мирт или лаванда).
Шаманская трость (посох)
Значимым атрибутом культа считалась шаманская трость. Она служила своеобразным «транспортным средством» для путешествия в потусторонний мир и символизировала власть и авторитет шамана, его важную роль в религиозной жизни племени, общины. Различались трости конные, змеиные и человеческие. Шаманы утверждали, что с помощью тростей можно исцелить больного. В некоторых племенах посохом шамана был жезл, который использовали для защиты, в качестве оружия, в качестве колотушки, а также для наведения порядка во время ритуалов.
Ожерелье (онгон)
Онгон – это постоянное место пребывания духов, своего рода жилище, в котором они обитают и которое шаман носит в виде ожерелья. Сначала изготавливается само ожерелье. Материалом могут служить бусины, зубы и когти тотемных животных, вырезанные из кости изображения духов. Затем в ожерелье при ритуале входят духи, которые периодически подкармливаются молоком. Ожерелье носится шаманом главным образом для защиты при камлании как оберег.
Перьевой веер и перья
Для обрядов очищения и освящения шаман использует длинные перья таких священных птиц, как орлы и совы. Перья могут быть расположены поодиночке или в виде связки, наподобие веера. Иногда это может быть целое крыло птицы. Таким веером обмахивают при окуривании травами, держа его в правой руке, а курительницу в левой. Веером смахиваются болезни и вредные духи с людей и предметов, производится их очищение от вредных влияний.
Шаманская сумка
Шаманские сумки и мешочки сами по себе являются предметами силы, поскольку служат хранилищем для вещей, содержащих силу.
Шаманский узелок
Это маленький мешочек, который носят на шее или прикрепляют к одежде. Там хранятся предметы личной силы шамана, которых коснулись духи. Чаще всего это отполированные камни и кристаллы кварца, а также различные травы.
Шаманское зеркало (Кузунгу)
Зеркало применяли для объединения духов, сосредоточения, и расширения своего видения. Некоторые шаманы видят в таком зеркале души умерших. Другие — белого шаманского коня. Чаще всего это зеркала круглой формы и разного размера, которые шаман носит на груди. Зеркала изготавливаются из полированной меди или бронзы. Кузунгу является магическим отражающим амулетом, сильной защитой от злых духов. Шаманы стараются сделать как можно больше таких зеркал, потому что считается, что зеркала могут накапливать магическую силу.